Коммуникация – это процесс обмена информацией, пересылка
сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения
последовательности или структуры содержания. Понятие коммуникации включает в
себя:
- Средства связи любых объектов материального или духовного мира;
- Общение, передачу информации от человека человеку;
- Общение и обмен информацией в обществе.
Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи
и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по
разным каналам при
помощи различных вербальных
и невербальных коммуникативных
средств. Таким образом, коммуникация, являющаяся
предметом изучения теории коммуникаций – это феномен, который обусловливает
прогресс общества и проявляется во всех
его сферах.
Основная цель теории коммуникаций состоит в том, чтобы
исследовать механизмы посредством которых
информация, информационные потоки распространяются в обществе, между
индивидами, группами, государствами, нациями, культурами и континентами.
Субъектами могут выступать социальные институты, индивиды, социальные группы,
общественные движения,
международные сообщества, географически обозначенные
регионы, государства.
Социальные коммуникации – процесс взаимодействия,
когда сторонами, включенными в нее, является либо индивид, либо какая-либо
организация или группа; способы общения людей, позволяющие создавать,
передавать и принимать разнообразную информацию.
Цели коммуникации обслуживают те или иные потребности
– и в первую очередь выживание, сотрудничество
с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений между
людьми, стремление к власти над людьми, объединение организаций
в одно целое, получение и
сообщение информации, осознание
мира и нашего места в нем и т. д.
Одним из важных факторов социального контекста, влияющим на
коммуникации, является коммуникативная ситуация. Коммуникативная ситуация
– это совокупность обстоятельств, положение и обстановка, в которых совершается
коммуникативный процесс. Коммуникативные ситуации подразделяют на
индивидуальные и массовые.
Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе
влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Особое
внимание при этом уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой
величиной, относительной устойчивостью, неформальностью взаимоотношений и
непосредственным контактом между членами группы.
Виды коммуникации по
составу коммуникантов
Интраперсональная,
когда человек диалогизирует сам с собой, формулируя свой внутренний диалог.
Иногда интраперсональную
коммуникацию определяют как
автокоммуникацию.
Автокоммуникация
– форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и
создателем, и получателем сообщения, она сопровождает любую человеческую деятельность
в виде внутренней речи, но может протекать и в специфической форме (монолог,
дневник, записи, не предназначенные
другим). Автокоммуникация имеет важное
значение в формировании внутреннего мира личности. Такая коммуникация
основополагающую роль имеет в
процессе художественного творчества
и восприятии искусства, в этом случае субъектом может быть
не только личность, но и
социальная группа.
Межличностная коммуникация, в которой, как
правило, участвуют двое коммуникантов (но есть
варианты наблюдателя, включенного
наблюдателя и постороннего,
коммуникации на фоне присутствующих
свидетелей в аудитории, театре, кафе и т. п.).
Групповая
коммуникация, коммуникация внутри группы, между группами, в ситуации –
индивид-группа, естественно, что в разновидностях групповой коммуникации существуют
разные цели в
больших и малых
группах.
Массовая
коммуникация осуществляется в том случае, если сообщение получает или использует большое количество
людей, различающихся по своим интересам, групповому коммуникативному опыту.
Комментарии
Отправить комментарий